Так что же такое защита диплома и как правильно себя вести на этом очень ответственном и не побоюсь этого слова судьбоносном мероприятии?
Готовясь к защите дипломной работы, Вы должны четко понимать, что текст Вашей дипломной работы прочтет очень ограниченный круг специалистов: Ваш научный руководитель и оппонент (да и то если он человек ответственный), и, возможно, работу просмотрят зав. кафедрой и декан. Это все. Соответственно, о содержании Вашей дипломной работы, о сделанных Вами выводах, практических рекомендациях и пр. члены аттестационной комиссии узнают только от Вас во время защиты диплома.
Значит, только Вы сами творец своей судьбы (точнее той оценки, которую Вам поставит аттестационная комиссия) и лицо, от умения которого грамотно представить свою дипломную работу зависит результат ее защиты.
Первое, от чего этот результат зависит, качество доклада (или речи) для защиты дипломной работы. О том, каким должно быть его содержание, мы рассказали в одной из предыдущих статей (Как написать речь к диплому ?).
Второе это то, как Вы прочтете эту речь непосредственно на защите дипломной работы и сможете проиллюстрировать ее положения, например, в слайд-шоу или раздаточном материале, который кладется на стол аттестационной комиссии, перед каждым ее членом. О содержании такого иллюстративного материала мы расскажем в следующих статьях (Как подготовить и представить на защите слайд-шоу?, Как подготовить и представить на защите раздаточный материал?). Пока же рассмотрим поведение дипломника на защите дипломной работы.
Итак, готовясь к защите диплома, Вы должны определенным образом настроиться психологически: все будет хорошо, я не буду волноваться и т.п. Сегодня такие техники психологического настоя широко известны и достаточно просты.
Кроме того, Вы должны назубок знать текст своего доклада (речи) для защиты диплома, чтобы во время защиты не припасть к его тексту, а смотреть прямо на членов комиссии, желательно в глаза, и лишь изредка подглядывать в этот текст. В противном случае благоприятного впечатления на аттестационную комиссию Вам произвести не удастся.
Читать текст доклада следует спокойно, уверенным голосом, хорошо проговаривая слова, правильно интонируя. Добиться этого эффекта можно лишь при условии, что дома Вы многократно прочли свой доклад перед зеркалом, с часами, чтобы уложиться в отведенные для защиты дипломной работы 7-10 минут.
Не стесняйте репетировать именно таким образом, ведь это очень поможет Вам во время защиты. Вы будете уверены в том, что текст доклада для защиты дипломной работы имеет ровно тот объем, который необходим. Хорошее же знание текста доклада позволит Вам не сбиваться, не нервничать, что только повредит Вам во время защиты. Помните: Ваше выступление на защите диплома, возможно, будет единственным в Вашей жизни, так почему бы не подготовиться к нему основательно?
Однако представить диплом указанным образом еще не вся процедура защиты. Далее Вы должны быть готовы к вопросам, которые, скорее всего, зададут Вам члены аттестационной комиссии и оппонент. Обычно на процедуру защиты дипломной работы отводится 20 минут, из которых только 7-10 минут Ваше личное выступление, а остальное время предназначено для вопросов присутствующих и Ваших ответов на них.
Чтобы ответить на задаваемые вопросы, прежде всего, нужно досконально владеть материалом всей дипломной работы: знать основные теоретические положения, выводы по параграфам и главам, результаты практического анализа, содержание предлагаемых Вами рекомендаций и пр. Могу дать совет: сделайте для себя что-то вроде шпаргалки: напишите на отдельном листе ключевые данные (например, цифры, какие-то выводы), содержащиеся в дипломе, но в которых Вы по какой-то причине сомневаетесь, не помните. Это поможет Вам меньше волноваться и ответить на возможные вопросы.
Отвечать на вопросы, конечно, трудно, но возможно. Делать это нужно уверенно, с опорой на материалы дипломной работы, преддипломной практики и Вашего личного опыта (если Вы уже работаете по специальности).
Поймите: члены аттестационной комиссии в редких случаях стремятся завалить дипломника, и для этого нужны очень веские основания (например, проблемы в поведении самого дипломника, какие-то личные взаимоотношения и т.п.). Чаще всего дипломника стремятся просто разговорить, понять, как он сам понимает то, о чем написал в своей дипломной работе, как видит применение ее материалов в практической деятельности, какой опыт организации уже имеют на этот счет и т.д.
Также вполне возможно, что члены аттестационной комиссии не все поняли в дипломной работе по Вашему выступлению и задают вопросы, чтобы уточнить ее отдельные положения. Даже если вопрос вдруг покажется Вам резким или обидным, не показывайте этого комиссии, ведь люди разные и манера общения со студентами у преподавателей также бывает неоднозначна. Ваша задача правильно ответить на вопрос, а не демонстрировать свое настроение.
Поэтому не бойтесь говорить, рассуждать и улыбайтесь членам комиссии, беседуя с ними. Это создаст общую благожелательную атмосферу на защите и представит Вас в выгодном свете как человека коммуникабельного, вполне сведущего, который открыто стремится разговаривать с людьми, умеет изложить свою точку зрения, рассуждать о профессиональных проблемах и т.д. Что еще нужно от современного специалиста?
Вопросы оппонента менее непредсказуемы, чем вопросы членов аттестационной комиссии, ведь он заранее читал Вашу дипломную работу. Кроме того, отзыв оппонента обычно предоставляется дипломнику заранее, чтобы он смог с ним ознакомиться и подготовить ответы до защиты диплома.
Бывает, что оппонент указал в отзыве на весьма важную ошибку или допущенное несоответствие в Вашей дипломной работе. Не стесняйтесь заявить во время защиты о своем согласии с этим мнением: Благодарю уважаемого оппонента за высказанные в адрес моей дипломной работы оценки. Действительно, в данном случае я допустил оплошность. Это связано с ……… (например, с тем, что в литературе представлены спорные мнения по данному вопросу и т.д.). Однако она, на мой взгляд, эта ошибка не повлияла на общие результаты работы.
Если же Вы не согласны с критикой оппонента и уверены в себе настолько, что готовы сражаться с ним, дерзайте. Но здесь, как говорится, можно и нарваться, ведь любой преподаватель может без особого труда доказать наличие ошибки в работе студента. Тогда результат защиты может быть непредсказуем. Поэтому настоятельно советую: соглашайтесь с оппонентом в тех вопросах, где чувствует себя не очень уверенно. По мелочам же можете и поспорить.
Желаю успеха.
Дипломный Советник