Итак, что же такое научный стиль изложения и как им овладеть, ну хотя бы на период написания дипломной работы?
Чтобы Вам, уважаемые дипломники, было понятно, что такое стиль вообще, попробуем дать определение этого понятия, ведь не все же из Вас являются лингвистами, журналистами, пиарщиками.
В самом простом для широкого понимания варианте стиль можно определить как свойства, признаки текста, которые придают ему некую «особость». Она как раз и отличает научный стиль от всех других стилей изложения, например, языка прессы или разговорной речи.
Чтобы было совсем понятно, приведем такой пример: в обычном общении мы скажем друг другу «я не вижу в этом никакой проблемы», но в тексте научной работы смысл этой фразы следует изложить иначе – «в рассмотренном нами аспекте темы исследования можно говорить об отсутствии остро проблемных вопросов». Или: «короче, с этим словом мне все (или не все) понятно» - «как показал анализ, в науке отсутствует ясность в понимании данного термина» и т.д.
Даже самое поверхностное сравнение приведенных фраз приводит к выводу о том, что научный стиль изложения:
более сложный, в сравнении с обычной речью и другими стилями изложения (например, языком прессы);
содержит слова, которые более сложны по смыслу, чем слова обычного разговорного языка (термины);
состоит из сложных конструкций, в которых используются обороты, затрудняющие привычное понимание высказывания (с деепричастиями, причастиями, придаточными предложениями).
Для чего все это нужно? Чтобы обеспечить точность научного текста, его логичность, объективность, абстрактность, возможность рассмотрения дискуссионных вопросов и т.д. Этому соответствует сама цель использования научного стиля: по возможности точно и полно объяснить те или иные факты природы, общественного и (или) политического развития, правовые явления, факты и проявления производственной жизни, государственного или корпоративного управления и т.д., показать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, выявить закономерности их развития, перспективы изменений и т.д.
Без указанных выше признаков научного текста нет, а, значит, нет и не может быть научных исследований, в том числе студенческих дипломных работ. Это - неизбежность, с которой спорить бессмысленно, а нужно лишь усвоить наиболее важные правила, которые позволят Вам излагать свои мысли в дипломной работе в соответствии с требованиями именно научного стиля изложения.
Вы должны воспринять и попытаться усвоить следующее:
Прежде всего, в зависимости от темы Вашей дипломной работы, Вы обязательно должны использовать специальную терминологию. Так, например, если это - юриспруденция, то Вам не обойтись без терминов «система права», «диспозиция», «уголовно-правовая санкция», «юридическая ответственность» и т.п.
Самый главный признак любого научного термина – это желательное отсутствие многозначности, то есть единообразное понимание данного термина всеми, кто его использует. Предположим, использование в юридическом тексте слова «банда» как термина уголовного права исключает какое-либо иное понимание этого слова, нежели «устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации». Любая иная трактовка этого термина повлечет за собой множество разночтений, которые недопустимы в рамках уголовного права и применения уголовного закона. Еще более недопустимы разночтения, например, в медицине, где неверное понимание термина может привести к ошибкам в диагнозе и лечении больного. Подобных примеров огромное множество.
Вне зависимости от темы дипломной работы, Вы обязательно должны использовать в тексте своей работы так называемые обороты-клише: «анализ данных показывает»; «рассмотреть проблему»; «на основании приведенных фактов»; «из сказанного следует» и т.п. Такие клише присутствуют в каждой отрасли научной деятельности: в физике и математике, языкознании и литературоведении, юриспруденции и менеджменте и т.д. Поэтому зачастую именно по таким терминам определяют принадлежность текста к той или иной отрасли научного знания.
Попробуйте запомнить и использовать в тексте своей дипломной работы также следующие выражения: «таким образом», «следовательно», «итак», «обобщая вышеизложенное», «соответственно», «иными словами». Они являются логическими формулами, которые отразят логику Вашей мысли, позволят осуществлять переходы от одного абзаца, параграфа работы к другому, обобщить то, что уже было высказано.
Посмотрите несколько несложных примеров научного стиля изложения.
«Аллергия – это измененная реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций, чаще - при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами».
«Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом»;
«Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На базе этой речи создаются научные сочинения, публицистические труды; эта речь лежит в основе беллетристики, публицистики, деловой письменности» и др.
Следующее важное требование к научному стилю изложения – его безукоризненная логичность. Она проявляется уже на первом этапе работы над дипломной работой – в составлении ее плана (см. нашу статью « Как составить план диплома?»). Потом Вы должны строго следовать этому плану, раскрывая от главы к главе свои мысли, подтверждая их практическими или экспериментальными данными, делая обобщения и выводы (по параграфам, главам, по всей работе в целом).
Используя наши рекомендации, необходимо, однако, помнить о том, что Ваши собственные мысли, идеи, выводы и обобщения также должны излагаться в дипломной работе в строго научной форме. Что это значит?
1) Вы не можете в тексте своей дипломной работы написать «я считаю» или «я думаю», «по моему мнению» и т.п., а следует использовать традиционные для таких текстов клише: «по нашему мнению», «представляется», «можно предположить», «на наш взгляд» и т.п., то есть это – безличные формы либо формы выражения мыслей от 3-го лица (не «я», а «мы»). Последнее - традиция научного изложения, а совсем не всплеск самоуважения автора текста.
2) Вы не можете в тексте дипломной работы, излагая свое мнение, «скатиться» или даже плавно перейти от научного стиля, заимствованного из научных источников, к стилю разговорному или, не дай Бог, к просторечному. Научный стиль должен быть выдержан по всему тексту дипломной работы – от начала и до конца. Иначе будут иметь место резкие различия между тем, что Вы взяли из литературы, и тем, что сформулировали сами. Это, как вы понимаете, недопустимо.
Итак, постарайтесь усвоить предложенные нами рекомендации, прочтя и другие наши статьи, посвященные написанию и оформлению дипломных работ. Надеюсь, у Вас сложится хотя бы общее представление о том, как следует писать и защищать дипломные работы.
Желаю успеха. Дипломный Советник