Считается, что репетитора лучше искать среди преподавателей вуза, в который будет поступать ребенок. Но Деньги узнали, что эта стратегия не всегда себя оправдывает.
Поступление в вуз -- как раз тот случай, когда сани нужно готовить летом. Если в семье есть будущий абитуриент, то сентябрь -- самое время задуматься о поиске репетитора. Но не так-то просто выбрать того человека,
который, взяв $800--1500 за свои услуги, максимально повысит шансы ребенка на поступление. Поэтому Деньги решили выяснить у специалистов и университетских новобранцев, какие репетиторы самые эффективные. Как оказалось, сформулировать некие универсальные критерии отбора невозможно. Все зависит от того вуза, в который намерено поступать чадо: почти у каждого учебного заведения выработан собственный принцип зачисления в студенты. И все же нам удалось собрать такие истории, которые, как мы надеемся, помогут выпускникам и их родителям сориентироваться в том, чего стоит, а чего не стоит ожидать от репетитора. И возможно, кому-то это поможет попасть в яблочко.? В смысле -- в вуз. Жениться -- так на королеве
Самое главное при выборе репетитора -- четко осознавать, для чего он нужен. Если семья рассчитывает не столько повысить уровень знаний ребенка, сколько увеличить его шансы на поступление в конкретный вуз, то лучше всего заниматься с преподавателем именно этого института или университета. Педагог центра Азбука для родителей Зоя Шевченко поясняет: Такой репетитор как никто другой знает, какие вопросы и задания могут попасться на вступительных экзаменах. Поэтому он может направить усилия выпускника в нужное русло. Отрок не будет распыляться, пытаясь охватить предмет целиком и полностью, а сосредоточится только на том, что ему действительно понадобится. Возможно, у него останутся пробелы в знаниях. Но в данном случае это оправдано. Постичь все -- нереальная задача, особенно для ребенка, которому нужно готовиться еще и к школьным экзаменам. По мере поступления новых знаний память просто стирает старые, поэтому лучше ее не перегружать.
А еще преподаватель вуза может дать некую гарантию того, что его ученика не завалят на вступительных экзаменах. Идеальный вариант -- когда он входит в состав экзаменационной комиссии. Иногда он может заранее знать об этом. Увы, проверить подобную информацию сложно, поскольку в учебном заведении вряд ли раскроют такие секреты человеку с улицы. Даже если кандидат в репетиторы искренне заверяет, что лично примет экзамен у воспитанника, его слова все равно нужно делить пополам и брать остаток. Минобразования почти каждый год либо утверждает новые условия приема в вузы, либо вносит изменения в старые. Причем делается это, как правило, весной. Нет никакой гарантии того, что следующие изменения не коснутся требований к составу экзаменационной комиссии и преподаватель сможет туда попасть.
Но в большинстве вузов действует система поруки. Преподаватели помогают ученикам своих коллег -- в расчете на то, что в следующем году эти коллеги помогут уже их ученикам. Поэтому нужно заранее уточнить у наставника, сможет ли он позаботиться о подопечном, даже если не будет принимать экзамены.
Чтобы убедиться в том, что занятия с преподавателем вуза действительно помогут, нужно пообщаться со студентами, поступившими год-два назад. Причем лучше выслушать несколько историй. Хорошо, если есть знакомые, работающие в приглянувшемся вузе или недавно в него поступившие. Если таковых нет, придется постоять перед дверями альма-матер и поприставать к студентам в надежде, что те поделятся информацией.
Искать репетитора лучше опять-таки через знакомых. Так можно услышать характеристику преподавателя и убедиться, что покупаешь не кота в мешке. Если знакомых нет, можно посмотреть в расписании, кто преподает нужный предмет, или изучить состав кафедры на сайте вуза. Выбирать лучше из числа доцентов и профессоров: у этих господ больше влияния, и их чаще включают в состав экзаменационной комиссии, чем ассистентов. С преподавателем лучше общаться в аудитории сразу после пары или в каком-то нейтральном месте. На кафедре, в присутствии коллег человеку будет не с руки решать вопросы своей подработки. Тонкие материи
Деньги пообщались с множеством людей, недавно поступивших в вуз или поступивших туда своих потомков. И пришли к выводу, что из правила лучший репетитор -- преподаватель вуза есть множество исключений. В том смысле, что репетитор -- это не панацея.
Ольга, студентка филологического факультета одного из ведущих университетов страны, поступила не с первого раза. Хотя ходила к преподавателю этого вуза почти год и платила ему немало -- $20 за урок. За месяц до вступительных экзаменов ее репетитор, очевидно, побила горшки с руководством, поскольку неожиданно ушла оттуда. Ольгу она заверила, что договоренности в силе. На экзамене девушке попалась тема сочинения, которую она отработала на пять с плюсом: текст Ольга зазубрила слово в слово, ошибок допустить не могла. Но ей поставили три. На апелляции Ольга увидела в сочинении три лишние запятые, выведенные чужой пастой, и две буквы о, исправленные на а. Ольга не винит репетитора -- возможно, та действительно рассчитывала, что договоренности останутся в силе. Кидать учеников невыгодно, иначе сам институт репетиторства будет дискредитирован и преподаватели останутся без дополнительного заработка (зачастую в два-три раза превышающего зарплату). Но в моем случае, наверное, декан имел уж очень большой зуб на преподавателя, поэтому сделал исключение из правила, -- предполагает Ольга.
Еще более удивительно, что на следующий год она все-таки поступила в тот вуз. Причем никаких усилий к тому, чтобы дочь прошла, родители не прилагали -- смирились с мыслью, что ей проще поступить на контрактной основе в менее престижное учреждение. На всякий случай Ольга все же подала документы в желанный университет. Каким чудом она прошла, девушка не знает.
Брат Ольги также занимался с репетиторами выбранного факультета. Когда до вступительных экзаменов осталось всего ничего, репетиторы предупредили, что родителям нужно поговорить с деканом. Разговор обошелся в $2000 -- помимо около $1300, уплаченных репетиторам. Позже, в ходе студенческой пьянки, выяснилось, что сокурсники общались с деканом за немногим большую сумму -- $2500--3000. Но они не занимались с преподавателями, поэтому в целом сэкономили. Неправильно решенные экзаменационные задачи они просто переписали в подвале корпуса после экзаменов, в то время как брат Ольги справился с ними безукоризненно. То есть в финансовом плане заниматься с репетиторами невыгодно, если декан берет напрямую. Зато есть подстраховка на случай, если нагрянет какая-то комиссия свыше и экзаменационные работы станут оценивать справедливо. Можно быть уверенным, что все сделал правильно, -- считает Ольга.
Эти истории говорят о том, что единого рецепта поступления даже в один и тот же вуз не существует. Поэтому занятия с репетитором не гарантируют поступления ребенка, хотя и увеличивают его шансы до 70--80%. Знаний ради
В некоторых случаях заниматься с преподавателем экономически невыгодно. Оксана, выпускница одного из институтов КНУ имени Шевченко, занималась сразу с тремя преподавателями (в соответствии с количеством экзаменов). Каждому из них родители заплатили в общей сложности по $800. Продумывая новые правила приема, директор института вдруг решил брать медалистов по итогам первого экзамена -- если те сдадут его на отлично. Оксана закончила школу с медалью, а первый экзамен сдала на пять. Получается, что более $1500 были отданы напрасно.
Если заранее известно, что медалисты, победители областных и республиканских олимпиад могут пройти по результатам первого экзамена или что им автоматически добавляются баллы, то есть смысл подумать об экономии. Но остается вероятность того, что медаль сорвется, а льготные условия поступления отменят. И каждая семья должна решить, что для нее является приоритетом -- подстраховаться на все 100, заплатив репетиторам круглую сумму, или оставить часть этой суммы в семейном бюджете, но на 10--20% снизить шансы поступления ребенка.
Если окончательно не определено, куда будет поступать отрок, а знания хочется подтянуть, то целесообразнее нанимать школьного репетитора. Во-первых, это в два раза дешевле, во-вторых, поможет ребенку на выпускных экзаменах. Ведь репетитор из школы знает школьную программу. Зоя Шевченко советует обращаться к репетиторам из других школ, поскольку только они могут оценить уровень подготовки выпускника объективно. Также очень важно поговорить с учителем, чтобы выяснить, что он за человек и преподаватель. Если человек неприятен или неспособен передать свои знания, то отдача от занятий будет минимальной, -- считает педагог.
В некоторых вузах схема приема выстроена таким образом, что в репетиторстве просто нет смысла. Тамара Кудина, финдиректор крупной киевской компании, рассказала Деньгам, как готовился к поступлению ее сын. Он поступал в Киево-Могилянскую академию, где вступительные экзамены проходят в форме тестирования по множеству предметов. У них было семь тестов в один день. Заниматься индивидуально нет смысла -- у школьника просто не хватит времени, чтобы посещать такое количество репетиторов. Поэтому сын год ходил на подготовительные курсы при академии. И без проблем написал тесты, -- рассказывает Тамара.
Проректор Межрегиональной академии управления персоналом Владимир Яровой отмечает, что в этом вузе также больше котируется официальная довузовская подготовка. По его словам, факт занятия с преподавателем вуза нисколько не увеличивает шансы не поступление (МАУП -- коммерческий вуз, но и там бывают конкурсы). Как отмечает проректор, если ребенок заканчивает техникум или подготовительные курсы при вузе, это фиксируется в документах: выдается диплом или свидетельство об окончании курсов. А что такое репетиторство? В нормативных актах нигде не значится такая форма обучения. Нельзя сказать, что она незаконна, но она не легализована. Поэтому у нас, можно сказать, выше котируется официальная форма подготовки, -- отмечает г-н Яровой.
Те, кто не желает тратить время и усилия на поиск репетитора лично, могут обратиться в специализированные агентства. Они предложат насколько кандидатур на выбор исходя из пожеланий заказчика и даже бесплатно позволят протестировать понравившихся претендентов. За свои услуги компания возьмет около 5--10% гонорара репетитора. Сами репетиторы обойдутся в $8--20 за урок в зависимости от уровня. Найти такое агентство просто: как правило, подбором репетиторов занимаются те же фирмы, которые пишут рефераты, курсовые и дипломы, занимаются переводами и так далее. Но ассортимент преподавателей у них обычно невелик: он ограничивается несколькими людьми, с которыми постоянно сотрудничает агентство, и выбирать придется из этого узкого круга. Заказать профессора конкретного вуза у них невозможно.